Вадим Михайлович Скирда (intuitive_s) wrote,
Вадим Михайлович Скирда
intuitive_s

Category:

Барбело-гнозис: Четверица против Троицы.

«В гностицизме мы встречаем божественную фигуру Барбело, что означает "В-четверице-Бог". Эти и многие другие примеры теснейшим образом соотносят четверку с (развернувшимся) Божеством, что как раз и приводит к уже упоминавшейся невозможности провести различие между самостью и образом Бога.

У Пифагора главная роль отводится не триаде, но тетраде: например, в так называемой Пифагорейской клятве говорится о четверице, тетрактисе, который "содержит корни вечной природы". Далее, в пифагорейской школе господствовало представление, что душа - это не треугольник, но квадрат. Исток этих воззрений сокрыт во тьме предыстории эллинского духа. Четверица (Qua-ternitat) есть архетип, встречающийся практически повсюду. Она есть логическая предпосылка всякого целостного суждения. Если мы хотим вынести суждение такого рода, оно должно обладать четверичным аспектом. Например, если мы хотим описать горизонт в целом, мы должны назвать четыре стороны света. Тройка - это не естественная, но искусственная схема порядка. Поэтому мы имеем именно четыре стихии, четыре первичных качества, четыре цвета, четыре касты в Индии, четыре пути духовного развития в буддизме. По этой же причине имеется четыре психологических аспекта психической ориентации, помимо которых не остается ничего существенного, о чем стоило бы говорить.

Центральный христианский символ, крест, несомненно являет сбой четверицу. крест, изображающий столкновение Христа с дьяволом и потому водруженный в точности посередине между небом и преисподней, соответствует четверице.

Общая жизнь одушевляет не только Отца и его светлого Сына, но также Отца и его темное порождение. Невыразимый конфликт, разожженный двойственностью, разрешается в четвертом принципе, восстанавливающем единство первого, теперь полностью развернувшегося, принципа. Ритм здесь трехшаговый, но символ - четверица.

На нашей схеме четверицы крест-накрест пересекаются две обозначающие соответствия линии, символизирующие антитетическое тождество (Ge-gensatzidentitat) Христа и его противника, с одной стороны, и развертывание единства Отца во множественность Святого Духа-с другой. Получающийся в результате крест есть символ избавляющего человечество страдания Божества.

Можно объяснить тот аспект четверицы, который делает ее образом Бога, как отражение самости - или, наоборот, объяснить самость как imago Dei в человеке.» 

Карл Густав ЮНГ, «Попытка психологического истолкования догмата о Троице».

 

 

«В бессознательном нынешних европейцев происходит замена Троицы четверицей. Земное, темное, женское начало - четвертый элемент - был исключен из символа веры христиан и низвергнут "во тьму внешнюю".

Древние натурфилософы представляли Троицу как "imaginata in natura" (Представлещая в природе (лат.).). как три aswmata (Бестелесных (греч.)), или "Spiritus", или "volatilia", а именно, как воду, воздух и огонь. Четвертая составная часть - это to swmtion - земля, или тело. Символом последнего была для них Дева. Так они добавляли женский элемент к своей физической Троице, создавая тем самым четверицу или circulus quadratus (Квадратный круг (лат.)), символом коего был гермафродитический Rebis, filius sapienliae (Ребис, сын премудрости (лат.)). Средневековые натурфилософы, несомненно, полагали землю и женское начало четвертым элементом. Принцип зла прямо не упоминается, но он проступает в ядовитости prima materia и других иносказаниях.

В то время как центральным христианским символом является Троица, бессознательное символизируется в четверице. Собственно говоря, даже ортодоксальная христианская формула не полна, так как догматический принцип существования зла. не присутствует в Троице и связывается с довольно неудобным существованием дьявола. Вопреки догмату здесь имеется не три, а четыре стороны. Отсюда легко сделать вывод, что четвертая сторона представляет дьявола. Голос природы ясно слышим во всех связанных с четверицей явлениях, а это пробуждает старые подозрения по поводу всего, что связано с бессознательным. главным символом является Троица. Она имеет исключительно мужской характер. Бессознательное, однако, превращает ее в четверицу, которая одновременно есть единое, подобно тому как три лица в Троице являются единым Богом. В современных сновидениях Четверица есть продукт бессознательного. Как я отмечал в первой лекции, бессознательное часто олицетворяется как Анима, женская фигура. Символ четверицы очевидным образом исходит от нее. Она выступает как матрица четверицы, или Mater Dei, подобно земле, понимавшейся как Богоматерь.» 

Карл Густав ЮНГ. «Архетип и символ».

 

 

«Сфера и змея здесь выполнены отдельно. Змея погружается вниз и кажется утратившей свою грозность. Однако сфера оплодотворена местью: она не только стала крупнее, но расцвечена более живыми красками89. Ядро разделено на четыре; нечто похожее на произошедшую сегментацию. Это отнюдь не связано с какой-либо сознательной рефлексией, которая была бы вполне естественной для биологически образованного человека; деление процесса, или центрального символа, на четыре существовало всегда, начиная с четырех сыновей Гора, или четырех серафимов Иезекииля, или рождения четырех Эонов из Метры (матки), оплодотворенной пневмой в Барбело-Гнозисе, или креста, образованного молнией (змея) в системе Бёме90, и заканчивая тетрамерией opus alchymicum и его компонентов (четыре элемента, качества, стадии и т.д.)91. В каждом случае четверица образует единство; здесь оно представлено зеленым кругом посреди четырех.» 

Карл Густав ЮНГ. «Исследование процесса индивидуации». 

 

«Четверица (Тетрактида) - священное число, первый квадрат, символ справедливости и божественного равновесия у пифагорейцев. Являлся основой всего существующего (Гиерокл) и деления на четыре ступени мудрости (арифметика, музыка, геометрия, астрономия), четыре стихии, четыре времени года, четыре страны света и т. д. Кроме того, Четверица дает первое тело - пирамиду (четырехгранник).

Математическое выражение Четверицы: 1+2+3+4=10. Это число (см. выше, прим. 57) описывает некий законченный цикл, и тот, кто хочет считать дальше, возвращается опять к одному, двум, трем и т.д. (11=1+1=2; 12=1+2=3 и т.д.) Так что можно дойти до бесконечности, повторяя интервал десяти (см. Пифагорейские Золотые стихи, 465а-b). Гиерокл пишет: «В целом четверица охватывает все существующее: число элементов, времен года, возрастов, сословий, и невозможно сказать, существует ли что-либо, не зависящее от четверицы как от корня и начала. Четверица есть, как мы сказали, творец и причина всего, умопостигаемый бог, причина небесного и чувственно воспринимаемого бога. Как четверица может быть богом? Это ты достоверно узнаешь из приписываемой Пифагору „Священной речи", где бог воспевается как число чисел» (Пифагорейские Золотые стихи, 466b, 464b). По-видимому, о Четверице можно говорить как о математическом выражении законов высшей гармонии, управляющих Вселенной. Поэтому Гиерокл говорит, что главное в пифагорейском учении - познание Четверицы 

О Пифагоровой жизни. ок.270-300 н.э. (Ямвлих) 

 

«Троих с собою взяли мы,

Четвертый не хотел идти:

Сказал, важней он всех других

И вечно думает за них.» 

Гёте, «Фауст». 

 

«Для Кроули, думаем, помимо карпократианства концептуально важна доктрина барбело-гностиков. В «гностической мессе» (Liber ХV) произносится некий «символ веры», где речь идет о «тайном тайных», «Земле, матери всех нас», имя которой Ба6алон. И снова игра слов и смыслов: понятно, что имя указывает на вавилонскую блудницу, на землю кроулианского откровения (Каир-Вавилон) - но и на Барбело (Варвело) или Бар6елон. Это последнее есть «неименуемый... отец и вечный, не стареющий девственный... эон...» 

Юрий Соловьев «Владимир Соловьев и Алистер Кроули: нечто о природе видений» 

 

«Это, вот, вещество Барбело есть то, которое у тебя ныне - тело. "И правда и мир облобызали друг друга", - "правда" есть ты, который принес все тайны чрез Отца твоего, первая Тайна, которая взглянула изнутри, и ты крестил Силу Саваофа благого; и ты пришел в Место Архонтов, дал им тайны от Вышины, и они стали праведными и благими. "Мир" также есть Сила Саваофа, то есть твоя Душа, которая вошла внутрь вещества Барбело, и все Архонты семи Эонов Иабраоф примирились с тайной света. И "истина", которая взросла от земли, она есть Сила Саваофа благого, и ты низошла на одежду света, ту, которую ты приняла от Барбело, это есть Иисус, наш Спаситель, в то время как ты низошла на него подобно голубю». 

"Пистис София" 

 

«И не смог их дух осмелиться предстать [перед Ним], кроме Иуды Искариота: он смог предстать Ему, и не смог посмотреть в Его глаза, но отвернулся назад. Иуда сказал Ему:

– Я знаю, Кто Ты и из какого места Ты вышел. Ты вышел из эона Барбело, бессмертного, и пославший Тебя – Тот, Чье имя я не достоин произнести.» 

ЕВАНГЕЛИЕ от ИУДЫ. Перевод с коптского 

 

«У святых согласно, у Дионисия и у Василия; трижды воспевающе, со ангелы славим бога, а не четыржи, по римской бляди; мерзко богу четверичное воспевание сицевое: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! Да будет проклят сице поюще. Велика во аллилуи хвала богу, а от зломудрствующих досада велика, - по-римски святую тройцу в четверицу глаголют, духу и от сына исхождение являют; зло и проклято се мудрование богом и святыми.» 

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ 

 

«Кватернио́ны (от лат. quaterni, по четыре) — система гиперкомплексных чисел, предложенная Гамильтоном в 1843 году. Умножение кватернионов некоммутативно; они образуют тело, которое обычно обозначается. Кватернионы очень удобны для описания изометрий трёхмерного и четырёхмерного Евклидовых пространств, и поэтому получили широкое распространение в механике. Также их используют в вычислительной математике, например при создании трёхмерной графики.[1]» 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кватернион 

 

«Итак, займемся интерпретацией кватернера, изображенного четырьмя сторонами креста. Этот кватернер прежде всего истолкуем как общую схему всякого формально законченного динамического процесса во Вселенной. Процессы эти характеризуются гностически следующим образом. Активное (мужское, экспансивное) начало (י Иод) оплодотворяет пассивное (женское, аттрактивное) начало (ה Хеи); от этого союза рождается нейтральное (андрогинное, заимствующее сверху и передающее вниз) начало (ו Вав). После того как эта схема установлена, появляется представление о семействе, то есть о законченном цикле проявлений. Когда мы просто констатируем присутствие законченного цикла והי мы ставим после трех букв четвертую букву ה (Хеи), признавая цикл исчерпанным, семейство — образовавшимся, законченным; отсюда обозначение его пассивною буквою ה (Хеи) (его сделали, оно получилось). В этой форме кватернер элементарного цикла будет символизироваться третьим великим именем Божиим יהוה Имени этому каббала приписывает чудесную силу при условии правильного его произношения.» 

"Курс энциклопедии оккультизма читанный Г.О.М. в 1911-1912 академическом году в городе Санкт-Петербурге" 

 

«Тетраграммато́н (тетраграмма) (греч. τετραγράμματον, от греч. τετρα, «четыре», и γράμμα, «буква») — в иудейской религиозной и каббалистической традициях — четырёхбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов бога. В древнееврейском этими четырьмя буквами были: ивр. י (йод) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה‎ (при этом последняя буква «хей» обозначает гласный звук, см. Матрес лекционис). Латинскими буквами тетраграмма транскрибируется как IHVH (встречается также вариант транслитерации YHWH или JHWH).» 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Тетраграмматон 

 

«The Gnostic term Barbēlō (Greek Βαρβηλώ Iren., Epiph., Philast., Pist. Soph., Hier.; -ρώ Epiph. as an alternative, 92 A, and similarly the Epitome, p. 354 Dind.; -λ, Epit. l. c. bis; -λώθ Theodoret) refers to the first emanation of God in several forms of Sethian Gnostic cosmogony. Barbēlō is often depicted as a supreme female principle, the single passive antecedent of creation in its manifoldness. This figure is also variously referred to as 'Mother-Father' (hinting at her apparent androgyny), 'First Human Being', 'The Triple Androgynous Name', or 'Eternal Aeon'. So prominent was her place amongst some Gnostics that some schools were designated as Barbeliotae, Barbēlō worshippers or Barbēlōgnostics.» 

http://en.wikipedia.org/wiki/Barbelo

 

Tags: Бог, Концепт, Цитатник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Хранящий 222.

    Я вас приветствую, Саша! Благодарю за язык! Русская речь стала краше, В ваших стихах он возник. В них мы услышали с детства Силу гармонии…

  • Быть настоящим.

    Стихи без скидок и компромиссов – Хоть что-то в жизни должно быть настоящим, Как водопад истекающей мысли, Всё строго в русле, пускай и бурлящем.…

  • Шарф.

    Я себя распускаю на слоги, Будто я – недовязанный шарф, А на спицах не пряжа – дороги, А клубок – не планета, но шар. Моим россказням следует…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal

  • Хранящий 222.

    Я вас приветствую, Саша! Благодарю за язык! Русская речь стала краше, В ваших стихах он возник. В них мы услышали с детства Силу гармонии…

  • Быть настоящим.

    Стихи без скидок и компромиссов – Хоть что-то в жизни должно быть настоящим, Как водопад истекающей мысли, Всё строго в русле, пускай и бурлящем.…

  • Шарф.

    Я себя распускаю на слоги, Будто я – недовязанный шарф, А на спицах не пряжа – дороги, А клубок – не планета, но шар. Моим россказням следует…